Лось в Пермском крае. История русской охоты

Изображение Лось в Пермском крае. История русской охоты
Изображение Лось в Пермском крае. История русской охоты

В начале девяностых годов XX века над моей родиной взошло «долгожданное солнце свободы». В лес ринулись все: кто угодно и с чем угодно. В их руки массово попало нарезное оружие, и пошла пальба

Страшновато приступать к описанию жизни лося в лесах Перми Великой после записок на эту тему гениального Л.П. Сабанеева. Придает уверенности только то, что он написал свой очерк 150 лет назад и его повествование касалось только нашего северного лося.

Сегодня удивительно читать об охоте на северного оленя в окрестностях Перми и и о полном отсутствии лося в тех же местах. В 2024 году небольшое стадо оленей прозябало в непроходимых северных болотах (район озера Адово) и в Вишерском заповеднике. Лось же проживает во всех районах Пермского края.

Отсутствие лося в окрестностях Перми 150 лет назад легко объяснимо. Крепкие крестьянские семьи, семьи углежогов и лесных объездчиков имели в своем хозяйстве от 6 до 12 лошадей, ну а собак в лесных деревнях было видимо-невидимо (различные вымесы лаек). И одинокий след случайно забредшего в наши леса лося тут же сзывал целый отряд всадников, готовых к яростной погоне за зверем, которого осаживала целая стая собак. Обычно уже к вечеру участь этого лося была решена.

В начале тридцатых годов XX века наше крестьянство было объединено в колхозы, и вскоре миллионы людей пошли в тайгу валить лес. Освобождались огромные площади, вырубки быстро зарастали кустами, мелколесьем и столь любимым лосями кипреем, т.е. были стихийно созданы идеальные условия для проживания этого зверя, и он двинулся с севера на юг, заселяя центральные и южные районы нашего края. К 60–70-м годам прошлого века количество лося в наших лесах достигло достойного уровня, и началась лицензионная охота на него.

В начале девяностых годов XX века над моей родиной взошло «долгожданное солнце свободы». В лес ринулись все: кто угодно и с чем угодно. В их руки массово попало нарезное оружие, и пошла пальба. Так за несколько лет популяция лося в наших лесах резко упала. Я присутствовал на тогдашних загонных охотах и порешил никогда в них больше не участвовать, т.к. тупая мясная бойня никогда не была предметом моих мечтаний. Казалось в те времена, что с лосем в наших краях покончено раз и навсегда. Но давно известно, что человек предполагает и только Бог располагает.

Чудесным образом к концу первого десятилетия XXI века количество лося вернулось к привычному позднесоветскому уровню, и, как мне кажется, для этого есть две причины. Первая и главная — лось резко изменил свою линию поведения. Он перестал шарахаться, вскакивать по любому поводу и намертво устроился на лежке. И теперь, чтобы его стронуть с места, надо подойти к нему вплотную или напустить на него стаю собак. Моя собачонка Пуля осенью 2019 года атаковала групповую лежку лосей, и, только когда я подошел к ним метров на семьдесят, они соскочили и дали деру, а на визгливые и шумные атаки моей юной лаечки и ухом не повели.

Вторая немаловажная причина заключалась в чудовищной смертности охотников девяностых. Спирт Рояль и прочие «достойные» напитки быстро и массово закопали в наш суглинок бескомпромиссных бойцов с зеленым змием.

Я целое десятилетие процветал в тесном соседстве с крепким стадом лосей и любовался их количеством и жарким осенним гоном самцов. Ну, казалось бы, живи да радуйся, но не дремлет враг рода человеческого. В восьми километрах от меня построили великолепную шестиполосную автостраду. Дорога ревела днем и ночью и во все времена года. Свет фонарей и блики автомобильных фар освещали ночные поляны.

Помаялись мои лоси, почесались, да и собрались в путь. Видел я этот исход в июне 2021 года, когда средь бела дня пять лосей (бык, две коровы и двое прибылых) шли друг за дружкой, пробираясь по краю автострады, чтобы поднырнуть под речной мост и уйти в широкое лесное междуречье, где нет ни шума, ни рева,  ни бликов. Грустное это было зрелище! Главное — ничего не поделаешь и никто не виноват. И остался я совсем без лосей, и на сегодня живет со мной рядом только молодая лосиха с весенним теленком.

Если вернуться к очерку Л.П. Сабанеева о добыче лосей в Пермском крае, то о промысловой охоте на лося в наших угодьях не может быть и речи. Очень мало зверя, нет и зверовщиков. Веселой азартной охоты со зверовыми лайками сегодня тоже не существует: нет ни собак порядочных, ни лошадей, ни сведущих людей. Осталась только занудно-скучноватая загонная охота, и если еще существуют ее горячие сторонники, то и слава Богу.

Слышал и читал, что имеются у нас вольеры и садки с оленями и лосями, но данный вид специфического животноводства мы в перечень охот включать не будем.

OSZAR »